Примерно 30% магазинов строительных товаров в Петербурге работают в убыток, около 10% могут быть закрыты уже после новогодних праздников. К такому выводу пришли эксперты РБК по итогам анализа розничной DIY-индустрии.
Представитель одной из торговых сетей сообщил источнику, что только в октябре продажи сантехники и товаров для ремонта снизились на 40% и более.
Не очень параллельно
Причин этому опрошенные РБК эксперты видят сразу несколько.
Одним из основных факторов стало снижение покупательской способности населения, или же, что характерно для периодов неопределенности — покупательской активности даже тех людей, чей реальный уровень доходов не снизился. Многие осознанно выбирают режим экономии, и даже если инвестируют деньги в материальные активы, то в нынешней ситуации DIY-ассортимент к ним не относится.
В итоге в третьем квартале 2022 года выручка компаний из DIY сегмента в Петербурге упала на 15-25% по сравнению с АППГ, чего не наблюдалось даже в пандемию, которая для DIY даже стала своеобразным драйвером – многие люди на самоизоляции в первую очередь инвестировали в ремонт.
Свою роль в заметном снижении спроса сыграло и замещение известных европейских брендов молодыми азиатскими. Опыт использования этих марок пока что близок к нулю, поэтому консервативные потребители просто отказываются от приобретения, например, бытового строительного инструмента, если в покупке нет срочной необходимости. Тогда как раньше такие покупки (с учетом престижности бренда) зачастую были ситуативными.
Параллельный импорт проблему решает лишь отчасти. Во-первых, стоимость товаров по этой схеме заметно (иногда на 50% и более) возросла, во-вторых — перед покупателем встает вопрос сервисного обслуживания и ремонта, который пока системно никто даже не пытается решать.
Прямые аналоги, как и прогнозировали аналитики еще с весны, в итоге остаются одним из самых эффективных решений. Так, продукция турецкий производителей стала пользоваться повышенным спросом. Потребитель в этом случае получает приемлемую цену, гарантийное обслуживание, ремонт и предсказуемое (по ведущим турецким брендам) качество.
Аналогичная ситуация с азиатскими производителями, которые заранее озаботились вопросами сервиса и потребительской поддержки (в том числе — информационной). Интересно, что по локальным позициям электронных инструментов вложившиеся в продвижение на российском рынке молодые китайские бренды демонстрируют уровень потребительского доверия, практически не уступающий традиционным европейским товарам.
При этом с китайскими товарами возникла другая проблема – существующие логистические коридоры сегодня часто просто не справляются с потребностями российского рынка в азиатском импорте.
Эксперты РБК отмечают, что также на рынок активно пытаются выходить белорусские, казахстанские и армянские поставщики. Но пока что этот тренд на общее положение дел влияет не сильно – продажи падают.
Отчасти и потому, что частичная мобилизация также заметно снизила активность потенциальных покупателей, и это коснулось не только тех, кто покинул страну, или принял участие в СВО, но и тех, кто решил отложить ремонт до прояснения личных перспектив в данном вопросе.
Еще один негативный для DIY момент — общая стагнация ранка жилой недвижимости, который традиционно выступал драйвером тематических покупок.
По некоторым оценкам, не менее 20% продаж DIY-розницы приходилось на новоселов первичного рынка жилья. Хотя отдельные эксперты еще несколько лет назад предполагали, что объемы DIY-продаж будут неизбежно падать на фоне растущего предложения застройщиков жилья «под ключ».
На DIY-качелях
Как отмечали аналитики агентства INFOLine в своем отчете по итогам развития петербургского рынка DIY в первом полугодии 2022 года, спад продаж пришел на смену впечатляющему росту, который в 2021 году достиг своего лучшего за истекшее десятилетие показателя по приросту объема продаж – почти 19%. По словам главы INFOLine Ивана Федякова, на тот момент это вселяло колоссальный оптимизм.
Февральские события вызвали шоковый эффект, наблюдавшийся устойчивый рост около 10% сменился падением оборота примерно на 3% по итогам первого полугодия.
При этом в марте на фоне обесценивания рубля наблюдался ажиотажный спрос на стройматериалы и товары для ремонта, объем продаж увеличился на 35%-50%, но уже в апреле начался спад продаж.
«Оборот розничной торговли ассортиментом Household и мебелью снизился более чем на 10%, в том числе из-за закрытия магазинов и последующего ухода сети IKEA, чья доля составляла не менее 20% рынка», — констатировали эксперты INFOLine.
По итогам I полугодия они фиксировали рост потребительских цен на товары DIY в среднем 23% за год, а осенью 2022 года прогнозировали новый виток роста цен на дефицитные позиции.
«Вкупе со снижением доходов населения это приведёт к дальнейшему падению объёмов потребления в 2022 году, которое может превысить 10-15%», — отмечали эксперты.
Андрей Везин
Источник: Строительство и промышленность Санкт-Петербурга