Территории, которые надо наполнить смыслом - razvitie78.ru

Цитата: Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.
А. Фарадж

Территории, которые надо наполнить смыслом

Время чтения: 1 мин.


В Петербурге свыше восьми десятков общественных пространств, в ближайших планах – открыть еще больше полусотни. По мнению участников рынка, общественных пространств городу не хватает. Специалисты полагают, что создавать общественные пространства – прерогатива бизнеса, но участие города – обязательно. Пока инициатива в большинстве случаев принадлежит частным компаниям, которые город не всегда поддерживает.

По данным Retrogradu.net, сейчас в Петербурге действует 81 общественное пространство, ожидается открытие еще 55-ти. В течение 2022 года открыты: Культурный квартал «Брусницын» на месте Кожевенной фабрики купцов Брусницыных, третья очередь проекта «Остров фортов» в Кронштадте, Благотворительное пространство «Нормальное место», Фуд-холл «Balagan», «Двор Гостинки», Гастрономическое пространство «Московский рынок» и другие. 1 декабря ожидается официальное открытие проекта «Никольские ряды» — пространства в туристическом кластере после реконструкции объекта.
Основная доля общественных пространств, по подсчетам Retrogradu.net, обосновалась в центре Петербурга, во многих других районах их насчитывается одно-два, а в Красносельском, Невском и Петродворцовом районах их нет вообще.
Общественных пространств для такого города, как Петербург, не хватает, но с каждым годом их становится все больше и больше, и это хороший тренд, уверены сотрудники Культурного кластера «Брусницын».

Разные сценарии
«Общественное пространство — общедоступная территория, которая служит связующим звеном ткани города, где люди могут проводить время, встречаться, принимать участие в различных активностях — вне своих квартир или специализированных для проведения конкретных мероприятий помещений. Важные условия общественного пространства — комфортность, бесплатность и общедоступность. Собственно говоря, общественные пространства – это то, что и создает город как общность людей, в нем обитающих, делает городскую застройку «живой», создает «лицо города», способствует коммуникации жителей», — рассуждает Мария Уралова, главный редактор проекта Retrogradu.net.
Классификация общественных пространств существует неофициально: есть культурные, выставочные, гастрономические и прочие кластеры, хотя точного определения нет. Именно поэтому, говорит Уралова, открывшийся в этом году в Купчино Парк Героев-пожарных никто не называет «общественным пространством»: одновременно благоустроенную площадку с несколькими скамейками и немногочисленными малыми архитектурными формами рядом, следуя моде, районные власти могут назвать именно так.
По мнению участников проекта Культурный квартал «Брусницын», общественными или креативными пространствами принято считать такие, где для гостей предоставлены различные сценарии проведения времени: от простой прогулки до посещения выставки, концерта, вплоть до возможности поработать. «Емко можно сказать, что общественное пространство – это территория, наполненная смыслом», — полагают участники проекта.
Валерий Трушин, партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, отмечает: на Западе чуть ли ни любой парк можно считать общественным пространством — развитая инфраструктура обеспечивает гостям полноценный событийный ряд. Он убежден: чтобы пространство притянуло к себе внимание посетителей, необходима качественная инфраструктура и хорошая управляющая компания. В том числе из-за климатических особенностей Петербурга, где есть проблемы с прибыльностью проектов в холодный сезон.
При этом Трушин подчеркивает: «Хотя число общественных пространств в Петербурге сбалансировано, в городе мало локаций, близких по уровню к «Новой Голландии» и «Севкабель Порту». Помимо них, яркими примерами общественных пространств в городе являются «Никольские ряды», «Третье место», «Бертгольд Центр»».

Цена вопроса
Размер инвестиций в проекты общественных пространств существенно различаются – они зависят от размера площадки, количества форматов, концепции, от того, располагается ли площадка в здании или на открытом воздухе, надо ли реконструировать здание или строить его с нуля. В любом случае речь идет о сотнях миллионов рублей, утверждают в Культурном кластере «Брусницын».
Сроки окупаемости подобных проектов также разнятся. «Объем вложений в общественное пространство окупается после запуска коммерческой инфраструктуры», — утверждает Трушин.
Это может быть торговля, общепит, аренда офисов, выставок, концертов, массовых мероприятий. По словам экспертов, окупаемость возможна при грамотной и продуманной концепции. Но также появление общественных пространств способствует оживлению в локации. Например, повышают стоимость недвижимости в округе.
«Если концепция оказалась удачной, территория становится точкой притяжения, это повышает ее качество, привлекает бизнес, то есть косвенно повышает капитализацию локации. В игре «в долгую» такие пространства, с одной стороны, способствуют росту турпотока, с другой — при создании точек притяжения в спальных районах — разгружают центр, дают возможность молодежи реализовывать свои интересы в своем же районе. А этот результат уже выражается не в деньгах», — говорит Уралова.

Кто в ответе?
Пока локомотивом в создании общественных пространств выступает бизнес. Специалисты полагают необходимым если не участие, то хотя бы поддержку от городских властей, что происходит не всегда.
«Бизнес к созданию общественных пространств никто не обязывал. Тем не менее, первыми в городе занялся этим именно бизнес. В жилых комплексах и новых районах такие пространства постепенно стали необходимостью, способствующей продажам», — рассказывает Уралова.
При этом бизнес, по утверждению Трушина, готов участвовать в городских проектах – например, размещать инфраструктуру на территории парков.
«Без современного благоустройства, предполагающего, в том числе создание городских общественных пространств, невозможна жизнь современного города, который был бы привлекателен для жителей и, как следствие — конкурентоспособен. Петербургу с его менталитетом и званием туристической столицы для поддержания статуса гостеприимного города такие преобразования просто необходимы», — резюмировала Уралова.

Елена Зубова.

Источник: Предпринимательская деятельность Петербурга

Поделиться с друзьями