Залоговое кредитование вытягивает страхование - razvitie78.ru

Цитата: Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.
А. Фарадж

Залоговое кредитование вытягивает страхование

Время чтения: 1 мин.


Рынок страхования объектов торговой недвижимости Петербурга в последние годы растет за счет увеличения залогового кредитования. Доля страхования особенно высока в сегменте крупных торговых центров, и пока страховщики не ощущают снижения активности.

Страхование торговой недвижимости – достаточно востребованный вид услуги в Санкт-Петербурге. Основной массив объектов сконцентрирован в руках 3-4-х крупных холдингов, у которых уже сложилась «культура страхования» — практически все торгово-развлекательные комплексы, входящие в них, застрахованы по полному пакету рисков, рассказывает Константин Алтунин, заместитель директора филиала «Росгосстраха» в Петербурге и Ленинградской области по корпоративному страхованию. Более мелкие объекты торговли, по его словам, также в большой степени застрахованы. По оценкам «Росгосстраха», под страховой защитой находится порядка 80% объектов. Часто они принадлежат сразу нескольким собственникам – в таком случае страхователем выступает управляющая компания. Либо же объекты страхую сами собственники, поскольку зачастую имущество находится в залоге у банков.
«Примерно долю застрахованных современных торговых центров в Петербурге можно оценить как превышающую 80%, так как определенная культура страхования все же сложилась, и бизнес понимает, каких рисков позволяет избежать страхование», — согласна Татьяна Никифорович, вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование». По ее словам, в этом сегменте проникновение страхование росло последние годы, в частности, за счет роста кредитования с использованием объектов торговой недвижимости в качестве залога. Среди крупных новых объектов доля застрахованных особенно высока.
Что касается небольших торговых точек во встроенных нежилых помещениях многоквартирных домов, то их охват, по словам Татьяны Никифорович, довольно низкий. Причины не только в недостаточно высокой культуре страхования, но и в том, что сами страховые компании не рассматривают такую недвижимость как интересный для работы сегмент. Убытки по таким объектам часты, особенно по товарным запасам (причина – заливы, с верхних этажей или и-за проблем с ливневой канализацией), а степень безопасности объектов низкая, констатирует Татьяна Никифорович.

Защита остается востребованной
В текущих условиях рынка принципиальных изменений по росту и падению страховой отрасли нет, отмечает Владимир Пыстин, директор Санкт-Петербургского филиала Страхового Дома ВСК. «Из торговых помещений крупных ТЦ свыше 3-4 тыс. кв. м. съехали иностранные организации. Если мы говорим про небольшие торговые центры на 1,5 тыс. кв. м. в спальных районах, то там заполняемость осталась прежней», — говорит он.
«Пока серьезного влияния на объемы страхования ситуация не оказала, все-таки оформляющие полис собственники хорошо осознают риски и не готовы отказываться от страховой защиты», — добавляет Татьяна Никифорович.
По словам Кирилла Обухова, начальника управления андеррайтинга по коммерческим рискам страховой компании «Согласие», страхование торговых объектов в Санкт-Петербурге востребовано, но регион для страховщиков сложный. «Лидером рынка торговой недвижимости является холдинг «Адамант», на текущий момент владеющий 22 торгово-развлекательными центрами. В данном сегменте на рынке Петербурга представлено несколько площадок-агрегатов по страхованию имущества и гражданской ответственности», — говорит Кирилл Обухов.
Также он отметает, что в Петербурге действует распоряжение правительства о страховании объектов, находящихся в собственности города, и переданных в аренду. Это в основном первые этажи и подвальные помещения в историческом центре города, которые используются как торговые помещения. Однако количество застрахованных объектов в данном сегменте, по словам Кирилла Обухова, небольшое.

Тем не менее, по оценкам Кирилла Обухова, более 90 % помещений в крупных торгово-развлекательных комплексах города имеют страховую защиту. «Если оценивать весь рынок Петербурга, то, думаю, мы можем говорить о том, что 55-60 % всех торговых площадей могут быть застрахованы. Большую часть этого показателя составят крупные ТРК и ТРЦ, а также торговые площади, которые находятся в залогах банков. Не застрахованными могут оставаться объекты с низкой степенью рискозащищенности», говорит страховщик.

Риски и ставки
Как правило, для ритейлеров актуально страховать классические риски: само здание, внешнюю и внутреннюю отделку, инженерное оборудование, коммуникации от повреждения в результате пожара, залива, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц. Большинство компаний заключают несколько договоров: страхование имущества, которое защищает товары в обороте, страхование грузов, страхование гражданской ответственности, которое покрывает риски причинения вреда жизни и здоровью посетителей.
Страхование объектов недвижимости или гражданской ответственности при их эксплуатации является добровольным видом страхования, но многие арендодатели торговых ценров включают в договор аренды условие о необходимости оформления арендатором договора страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам и, реже, страхования имущества арендаторов (ТМЦ, движимое имущество, отделка), говорит Татьяна Никифорович. Среди прочих договоров страхования, у арендаторов наиболее популярно страхование собственного имущества, добавляет она. Такие договоры заключают довольно часто, до 50 % торговых точек в крупных ТЦ застрахованы (особенно велика доля у сетевых компаний).
Товары в обороте, по словам Константина Алтунина, на добровольной основе страхуют арендаторы. Требование страхования гражданской ответственности арендатора, как правило, императивно. Оно прописано в договоре аренды, либо включается в аренду и договор страхования гражданской ответственности и оформляется централизовано. «Если рассматривать объекты ритейл-торговли, там ситуация схожая: крупные сети гипермаркетов застрахованы централизовано в головных компаниях по имущественному страхованию и гражданской ответственности. Более охотно страховые компании страхуют риски офисных или торгово-развлекательных комплексов: после нескольких крупных убытков, а также из-за повышенной частоты страховых случаев по гражданской ответственности, интерес к рискам ритейл-объектов у страховщиков заметно ниже», — говорит Константин Алтунин.
«Если вы арендуете площадь в крупном торгово-развлекательном центре, то с вероятностью в 99 % конструктивные элементы застрахованы собственником или управляющей компанией, и арендатору необходимо позаботиться о страховании внутренней отделки, остекления, товарных ценностей, торгового оборудования», — говорит Кирилл Обухов. Он добавляет, что чаще всего клиенты страхуют товары в обороте, когда они являются предметом залога, или есть требование арендодателя/управляющей компании.
По словам Татьяны Никифорович, достаточно распространено также страхование от потери прибыли в результате перерыва в производстве, которое идет в дополнение к страхованию имущественного комплекса клиента. Причем интерес к такому страхованию растет. «Развитие этого вида страхования сдерживало распространение серой бухгалтерии и невозможности расчета недополученной прибыли. Но даже в таком случае, как минимум, постоянные расходы клиент застраховать может (расходы, которые имеют место независимо от наступления страхового случая: заработная плата, арендные платежи, налоги, проценты по кредитам)», — говорит Татьяна Никифорович.
В настоящее время страхователи в данном сегменте часто выбирают коробочные продукты, которые отличаются простотой оформления и не всегда качественно подобранным страховым покрытием, отмечает Кирилл Обухов. «Мы для своих клиентов предлагаем более расширенный пакет рисков, включая туда повреждение имущества в результате наезда транспортных средств, погрузки-разгрузки, боя стекол, терроризма, диверсии», — рассказывает страховщик.

По словам Кирилла Обухова, рынок страхования торговой недвижимости в Петербурге не отличается высокими тарифами, поэтому страховые премии по имуществу начинаются от 7 тысяч рублей, а гражданская ответственность перед третьими лицами – от 4 тысяч рублей, и будут зависеть от площади торгового объекта, параметров рискозащищенности и культуры ведения деятельности на территории страхования.

Любовь Викторова.

Источник: Строительство и промышленность Санкт-Петербурга

Поделиться с друзьями