«Зеленую» ветку метро продолжат строить в следующем году - razvitie78.ru

Цитата: Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.
А. Фарадж

«Зеленую» ветку метро продолжат строить в следующем году

Время чтения: 1 мин.


АО «Метрострой Северной Столицы» сообщило о заключении соглашения на продолжение Невско-Василеостровской линии петербургского метро. В 2023 году компания начнет строительство линии от станции «Беговая» до станции «Планерная».

Как отмечается в заявлении АО «МСС», существенную часть работ в следующем году займет подготовительный цикл – возведение стартового комплекса для монтажа щита «Надежда».

«Надежда» без запчастей

Тоннелепроходческий щит «Надежда» — уникальный штучный комплекс, приобретенный 10 лет назад у немецкой компании Herrenknecht AG обанкротившимся впоследствии «Метростроем». 28 февраля 2013 года в немецком городе Шванау был подписан акт о приемке тоннелепроходческого механизированного комплекса S-782, предназначенного для проходки горизонтальных тоннелей диаметром 10,4 м. До этого в практике отечественного метростроения опыт сооружения двухпутных тоннелей с использованием ТПМК с грунтопригрузом отсутствовал, и петербургские метростроители стали первопроходцами в данной области.

«В перспективе ТПМК S-782 планируется задействовать при строительстве участка от станции «Улица Савушкина» до станции «Приморская». Щит также может быть применен при строительстве автодорожных тоннелей», – говорилось 9 лет назад в официальном сообщении «Метростроя».

Сегодня АО «МСС» сообщает, что в рамках подготовительных работ по продолжению «зеленой» ветки предстоит обустроить временный котлован с железобетонными конструкциями, возвести сооружение временной монолитной обделки для ввода оборудования, а также проверить состояние и смонтировать сам щит, заменив нуждающиеся в обновлении элементы. Все эти работы, по данным компании, займут около полугода, а свое движение от станции «Беговая» к ближайшей контрольной точке зеленой линии — станции «Планерная» – «Надежда» начнет лишь после этого, но тоже в 2023 году.

Заявление радует, поскольку еще совсем недавно было в принципе непонятно, есть ли у петербургской подземки «Надежда», а если даже и есть, то можно ли на нее рассчитывать.

Немецкий тоннелепроходчик – единственный в Петербурге двухпутный комплекс, т. е. прокладывающий тоннель фактически вдвое быстрее (и существенно дешевле) стандартных однопутных щитов.

«Надежда» более чем результативно поработала в Петербурге: в 2019 году проложила двухпутный перегон зеленой ветки под дном Финского залива до «Беговой», также ее использовали для строительства «Шушар», «Проспекта Славы» и «Дунайского проспекта».

Строительство подземки возможно и без «Надежды», как, собственно, и делалось до 2012 года, но тогда и процесс пойдет старыми темпами, а затраты на прокладку тоннелей заметно возрастут.

5 лет назад планировалось, что после пробивки тоннеля от «Приморской» до «Зенита» «Надежда» уедет на Туристскую улицу и двинется на север, в сторону будущей станции на Шуваловском проспекте «Зоопарк», ныне — «Планерная» (Ленинградский Зоопарк когда-то планировал переехать туда, планы поменялись, а название сохранилось). Но проект продолжения «зеленой» ветки затормозили для внесения корректировок, в Метрострое начались серьезные финансовые проблемы, а «Надежду» отправили в Москву – на пробивку двухпутного перегонного тоннеля от станции «Можайская» до переходной камеры за станцией «Давыдково».

Оттуда щит, который по оценкам некоторых экспертов еще на момент отправки выработал около 75% ресурса, в марте текущего года вернулся совсем в плачевном состоянии в Петербург.

Смольный заявлял, что «МССС» намерен возродить тоннелепроходческий комплекс, хотя «возможно, было бы логичнее доплатить и купить новый». Но с этим из-за санкций уже возникли серьезные проблемы.

С шестой попытки

Тендер на поставку запчастей, замену узлов и их монтаж для «Надежды» объявлялся 6 раз. Все пять предыдущих попыток оказались неудачными — заявки просто отсутствовали, и только на шестой раз дело дошло до подписания договора.

На помощь петербургским метростроителям пришло федеральное «Внешнеэкономическое Объединение  «Машиноимпорт» – госкомпания почти с 90-летней историей, специализирующаяся «на оказании содействия в строительстве предприятий топливно-энергетического комплекса как на территории РФ, так и за рубежом,  импорте и экспорте комплектного и разрозненного оборудования и запасных частей, экспорте сырьевых товаров».

По мнению экспертов, проблему «Надежы» может решить только параллельный импорт оригинальных комплектующих — аналогичные запчасти в столь сложном комплексе вряд ли применимы. Судя по тому, что «МССС» уже публично намечает предстоящий горизонт работ, все эти проблемы к настоящему времени практически решены.

Напомним, ранее мы рассказывали, что в октябре Смольный подписал с Правительством РФ допсоглашение о кредитовании инфраструктурных проектов из федерального бюджета. По нынешнему соглашению город получит более 8 млрд рублей на строительство двух веток метро.

Главная часть займа – более 6,2 млрд рублей – будет направлена на прокладку двух участков Красносельско-Калининской линии: от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» и от станции «Казаковская» до станции «Путиловская». За счет меньшей части инфраструктурного кредита – 1,746 млрд рублей – профинансируют строительство первого пускового комплекса нового участка Лахтинско-Правобережной линии («оранжевая» линия, соединяющая правобережные юго восточные районы с центральной частью города) от станции «Спасская» до станции «Большой проспект».

Андрей Стен

Источник: Строительство и промышленность Санкт-Петербурга

Поделиться с друзьями